МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ПРОИЗВОДСТВА
Научно-технический прогресс в производстве воздушного транспорта выражается в совершенствовании орудий труда и технологических процессов.
Уровень научно-технического прогресса воздушного транспорта выражается в техническом уровне производства, который определяется уровнем развития технической и технологической систем. Он характеризует потенциальные возможности этих систем в решении целевых задач и получении конечных результатов производства. Оценка технического уровня обеспечивает прогнозирование достижений научно-технического прогресса, планирование технического развития производства, разработку программ реализации технических и технологических возможностей производства. Главная цель оценки технического уровня производства заключается в. получении информации, необходимой для управления научно-техническим прогрессом.
Технический уровень производства воздушного транспорта в настоящее время характеризуется следующими показателями: удельным значением активной части основных производственных фондов; средним возрастом и удельным значением морально устаревшего оборудования; уровнем механизации и автоматизации труда; технической фондовооруженностью труда. Рассмотрим содержание этих показателей, а также выясним возможность построения на их основе системы управления научно-техническим прогрессом. , ‘
Удельное значение активной части основных производственных фондов определяется соотношением активной и пассивной их частей, Повышение удельного значения активной части фондов означает улучшение их структуры и рост технической оснащенности предприятия. Однако такое повышение целесообразно лишь при условии, что оно сопровождается увеличением фондоотдачи. Оптимальным соотношением активной и пассивной частей основных производственных фондов является такое, при котором имеет место максимум фондоотдачи. К активной части производственных фондов предприятий воздушного транспорта относятся: самолетный
парк, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства. Эта часть фондов в настоящее время составляет около.80% и имеет тенденцию-к увеличению.
Средний возраст оборудования определяется его физическим состоянием и моральным износом, т. е. экономичностью. Чем меньший удельный вес морально устаревшего оборудования, тем выше технический уровень производства.
Уровень механизации и автоматизации труда определяется степенью замены мускульной силы человека механизмами, которые облегчают труд и делают его более производительным. При автоматизации машинам передаются не только функции исполнения, но и ряд простейших функций управления. Уровень механизации и авто-
матизации труда характеризуется охватом рабочих механизированным трудом и долей механизированного труда в общих затратах живого труда. Первый показатель определяется отношением количества рабочих, работающих на машинах, и занятых в производстве. Второй показатель характеризуется отношением времени механизированных процессов к суммарному, затрачиваемому на выполнение работы.
Техническая фондовооруженность труда определяется делением стоимости основных производственных фондов на численность работников.
Для оценки технического уровня производства строится эталон каждого показателя. Оценка осуществляется путем сравнения фактических значений показателей с эталонными, на основе которого разрабатываются мероприятия для включения их в план технического развития производства.
Разработка эталонов технического уровня’ производства воз — — душного транспорта осуществляется экспертным методом на основе качественного анализа состояния производственных фондов предприятий и оценки технических и ресурсных возможностей обновления последних. При проведении качественного анализа определяют: долю механизации и автоматизации производственных
процессов; коэффициент обновления техники и технологии; степень электрификации производственных процессов и др.
Оценка технических и ресурсных возможностей обновления основных производственных .фондов производится на основе системного анализа перспективной авиационной техники и развития ресурсов предприятий.
Процесс разработки эталона технического уровня каждого авиапредприятия включает ряд операций, среди которых можно выделить следующие: классификацию элементов производственных фондов по некоторым установленным признакам (в соответствии с классификаторами); определение экономически целесообразных вариантов технологии производства и структуры технологических процессов; установление прогрессивной структуры ведущего оборудования (в первую очередь самолето-вертолетного парка); определение основных технико-экономических показателей по отдельным стадиям производства и по производству в щелом.
Существующая система оценки технического уровня производства воздушного транспорта, как следует из сказанного, основана на применении стандартных математических моделей и неформальных методов выработки управленческих решений. Дальнейшее развитие и совершенствование этой системы осуществляется путем построения более общих математических моделей управления техническим уровнем производства и методов их реализации с использованием ЭВМ.
Наиболее сложным и ответственным вопросом решения этой проблемы является построение математических моделей обобщенных показателей технического уровня производства, управления (объединения) и воздушного транспорта в целом.
6—2412
Обобщенный показатель технического уровня производства предприятия, как следует из определения, может быть представлен в следующем виде:
W.!y = W’yWly, . (4.20)
где WTy—комплексный показатель уровня технической оснащенности производства; W — комплексный показатель технического уровня средств производства.
Для определения комплексного показателя Wtvможет быть предложена следующая формула;
w:iy^Ta/W’,y. H(Tu+Tm), (4.21)
где Тп — затраты прошлого (овеществленного) труда; Тт—затраты живого труда; lFTyH — нормативное значение показателя НДу"
Предположим, что Тп определяется величиной потребления активной части основных производственных фондов авиапредприятия за год, а Тж — годовым фондом заработной платы работников производства. Тогда формула (4.21) может быть записана так:
= яу^гу. н К + Ф. зп), (4.22)
где а а. — амортизационные отчисления по активной части основных производственных фондов авиапредприятия; Фзп—годовой фонд заработной платы работников производства авиапредприятия.
Комплексный показатель технического уровня средств производства может быть представлен в следующем виде:
К у — W™ (с^Г™ 4- d2W*c/) , . (4.23)
где — комплексный показатель технического уровня самолето-вертолетного парка предприятия; —комплексный показатель технического уровня
системы. наземных средств; ^туУ — комплексный показатель технического
уровня АСУ; «і и а2—.весовые коэффициенты (а1 + а2 = 1).
При отсутствии необходимой информации для расчета показателя W ту по формуле (4.23) можно определить этот показатель по следующей формуле:
<: 2 і/ “Лг — — ■ (4-24)
1-І I. . 1=1
где (V|Bn и N™n — фактический и нормативный (эталонный) удельный вес новых летательных аппаратов в СВП предприятия; (Уф і и Nh і ■— фактический и нормативный (эталонный) вес новых технических средств, используемых при выполнении г-го технологического процесса; а,- — коэффициент важности г’-го технологического процесса в формировании конечного результата производства
П
авиа предприятия 2аі,:=1-
/-і
Величины Л/фВП. iCn, і и N„i формируются на основе норм технологического проектирования авиапредприятий. Порядок расчета показателя И7ту по формуле (4.20) с использованием формул (4.22) и (4.24) рассмотрим на числовом примере.
Пример. Определить обобщенный показатель технического уровня производства авиапредлриятия при следующих данных:-
аА — 49,75 млн. руб.; Ф3п = 19,02 млн. руб.;
* N™и = 0,30; ІУ“П = 0,25; W’yH = 0,73.
Значения величии Nan N^t и а і приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
|
Р е пі е. н и е. Вычисляем по формуле (4.22)
W:ry = (1/0,73)'[49,75/(49,75 + 19,02)] = 0,991.
По формуле (4.24) определяем
W = 0,25 (0,727-0,187 + 0,485-0,164 + 0,500-0,143 + 0,482-0,128 +
+ 0,540-0,112 + 0,400-0,1 + 0,300-0,089 + 0,733-0,077)/0,30 (0,727-0,187 +
+ 0,556-0,164 + 0,571 -0,143 4-0,482-0,128 + 0,594-0,112 + 0,406-0,10 +
+.0,300-0,089 .+ 0,750-0,077) = (0,25-0,5322)/(0,30 • 0,5605) =
^ = 0,1330/0,1681 = 0,7912.
По формуле (4.20) находим
WTy = 0,991 -0,791 = 0,784 ~ 78,4%.
Таким образом, в условиях рассмотренного примера уровень технической оснащенности производства характеризуется показателем W’ =о, 991, технический уровень средств производства —
^ ту ~ 0,791 и общий технический уровень Производства— ТР’ту = = 0,784. Здесь резервы повышения технического уровня производства лежат в обновлении основных производственных фондов(ДИ7ту= = 0,216).
Приведенные выше математические модели и предложения по методике оценки технического уровня производства воздушного транспорта должны рассматриваться лишь как первый шаг по пути решения этой важной и весьма сложной проблемы управления научно-техническим прогрессом. Потребуется еще много усилий для того, чтобы разработать систему математических моделей, в полной мере удовлетворяющую требованиям построения системы управления научно-техническим прогрессом как подсистемы комплексной системы управления эффективностью производства воздушного транспорта.